Михаил Кликин
о ф и ц и а л ь н ы й     с а й т
 главная    гостевая книга 
  читателям писателям издателям  
      предложения сотрудничества
  романы, повести, рассказы - тексты и аудиокниги     материалы о всех сторонах  литературной работы
 
 О рассылке

подпишитесь на новости сайта

  »  Об авторе
  »  Библиография
  »  Интервью
  »  Рецензии

  »  Галерея
  »  Форум

 Интервью

"Книжная витрина" :: "Московский комсомолец - Иваново" :: "Массаракш!" - прил. к газете "НАШЕ ВРЕМЯ"

Михаил Кликин о выдуманной реальности, "Книжная витрина" - 2008 г.
Михаил Кликин родился в 1973 году в Ивановской области. Живет в Иваново, журналист и компьютерщик. Автор многих фантастических повестей и рассказов, опубликованных в журналах и сборниках, и восьми романов, выдержавших уже два десятка изданий («Эксмо», «АСТ», «Армада»). Последний роман Михаила Кликина «Книга демона» написан в соавторстве с Юрием Бурносовым.

      В чем состоит искус фэнтези (и для читателя, и для автора)? Понятно: конструирование любых миров для решения художественной задачи и все такое. Но ведь, казалось бы, куда сильнее действует фантазия, наложенная на реальный мир.
      
      Мне сложно делать какие-то обобщения.
      Думаю, никакого особенного искуса у фэнтези нет. Множество (предполагаю, подавляющее большинство) авторов пишет фэнтези только лишь потому, что им интересно работать в этом направлении. Другое множество авторов начинает писать фэнтези, поскольку считает (ошибочно, на мой взгляд), что это более легкий путь к деньгам и известности. Какие-то части этих множеств пересекаются.
      Решение художественной задачи и «все такое» – это, конечно, тоже аргумент в пользу выбора фэнтези как поля литературной деятельности. Но так ли уж много существует художественных задач, решить которые можно исключительно средствами фэнтези? Думаю, нет. Потому я почти уверен – большинство молодых авторов работают в этом жанре лишь по двум указанным выше причинам.
      Как мне представляется, фэнтези притягательна прежде всего своим антуражем: мечи и магия, множество рас, порой самых невероятных, сражения. Картинку, созданную Питером Джексоном в экранизации «Властелина колец», можно смотреть и не вдаваясь в нюансы масштабного сюжета. Вот эта «картинка», на мой взгляд, часто и является завлекалкой как для автора, так и для читателя. Завлекалкой не единственной, но – важной.
      
      Уход в целиком придуманную реальность – это облегчение или усложнение писательской задачи?
      
      Ну, на самом деле придумать реальность целиком – задача невозможная. Как мифические животные «конструировались» из частей тел животных реально существующих, так и миры фэнтези строятся из частичек реальности – единственной, настоящей (реальной) реальности. Кто-то берет за основу древний пантеон богов, кто-то переиначивает историю средневековья, кто-то пишет рыцарский роман, а кто-то и вовсе использует народную сказку. Естественно, что автор должен разбираться в той теме, из которой вырастает его текст. И должен хорошо представлять, что делали его предшественники.
      Фэнтези не труднее и не легче прочих разновидностей фантастики. Тут все зависит от добросовестности автора. Халтурить можно и в фэнтези, и в космоопере, и в НФ. Халтурить можно и в так называемой «большой литературе».
      
      Когда Вы пишете о чудесах в нынешней русской деревне и когда рассказываете про гномов с троллями – в чем для Вас разница?
      
      А вот не знаю.
      Пожалуй, вся разница лишь в каноне, традиции. Если я пишу про русскую деревню, то делаю это с оглядкой на, к примеру, деревенщиков. Если же рассказываю про троллей и гномов, то волей-неволей влезаю на плечи зачинателей направления фэнтези.
      Ну и, естественно, – русскую деревню я видел и вижу, она рядом, под боком, а вот с гномами и троллями встречаться вживую мне пока не доводилось. Но, опять же, грань здесь очень тонкая. Мистика давным-давно окружила нас: мы плюем через плечо, стучим по дереву, злимся на черную кошку, перебежавшую дорогу. Огромное количество людей верит в нетрадиционную медицину, в энергию «ци» и в существование призраков.
      Автору ничто не мешает поместить магов и троллей в нашу реальность, в привычную нам среду. Так рождается городская фэнтези. Так может родиться, если угодно, фэнтези деревенская. Причем совсем необязательно называть магов – магами, а троллей – троллями. Калиостро, Ванга, Мессинг, Лонго – чем не волшебники? Йетти, леший – чем не тролли? Я не утверждаю, конечно, что экстрасенсы реально обладают некой сверхъестественной силой, а снежный человек существует (но и отрицать не стану). Но автор вправе сделать фантастическое допущение, каким бы нелепым оно ни казалось разумному человеку. И если автор мастеровит, если он талантлив, то нелепость не бросится в глаза, а фантастичность будет выглядеть естественно и органично.
      Кстати говоря – у меня складывается ощущение, что скоро любой рассказ о деревне будет восприниматься как фантазия, как фэнтези. Деревня вымирает, уходит, сельская жизнь осовременивается, традиционный уклад забывается – он больше не нужен. Современные бабушки молодятся, вместо изб возводятся кирпичные особняки, дома отапливаются газом, лужайки обкашиваются триммером. Конечно, есть еще деревни, где все по-старому: и бабушки в косынках, и печки русские с ухватами в углу, и журавли-колодцы, и «косы битые, косы небитые»... Но как долго они продержатся, просуществуют? Не получится ли так, что пастух, вооруженный длинным кнутом, и конный рыцарь в доспехах станут для нас одинаково мифическими фигурами?
      Не получилось ли так уже?
      
      То есть, мы подходим к выводу, что массовая фантастика – это литература эскапизма. Только фэнтези ностальгична, тоскует по утраченному, а НФ – футуристична, взыскует еще не существующего. Можно ли в таком случае делить писателей на тех, кто ностальгирует, и тех, кто устремлен в будущее? Или эти векторы могут уживаться?
      
      Не вполне понял, из чего следует такой вывод. Но ладно...
      Классифицировать что-то вообще занятие неблагодарное, всегда найдется нечто, выбивающееся из классификации.
      На мой взгляд, ностальгия и устремление в будущее вполне способны ужиться рядом – в одном человеке, в одном авторе, в одном произведении. Более того, они могут подпитывать друг друга. Точно так и фэнтези способна ужиться с другими разновидностями фантастики. Ужиться, скреститься и породить нечто новое.
      Взять, к примеру, вселенную Warhammer 40 000 – это мир далекого будущего, очень многое перенявший от фэнтези, и тем притягательный.
      Взять любого человека – он с умилением вспоминает свое детство и, наверное, даже не прочь бы вернуться туда на какое-то время, имейся у него такая возможность. Но ведь он не зацикливается на этих воспоминаниях, какими бы добрыми они ни были. Они не мешают ему. И человек идет вперед и строит свое будущее. Будущее, которое для следующих поколений станет историей.
      
      Правда ли, что сейчас Вы пишете футуристический роман?
      
      Я пишу роман, действие которого происходит в урбанизированном будущем. Человечество закуклилось в мегаполисах, и развитие его прекратилось... Да, пожалуй, это футуристический роман Я ведь пишу не только фэнтези. У меня есть вполне себе типовой фант-боевик «Идеальный враг», есть некоторое количество опубликованных рассказов в жанре классической (как она мне представляется) НФ (например, «Небеса для роботов», «Самый лучший внук»). В планах – роман-катастрофа.

      Беседовал(а) Иванченко Валерий.


Интервью газете "Московский Комсомолец - Иваново"

      1. Михаил, вы достаточно разносторонний человек, успели себя попробовать в журналистике, в написании литературных произведений, в программировании... А все-таки кто больше: журналист? писатель? компьютерщик?

      А надо ли разделять?
      Мне нравится все, что я делаю, чем занимаюсь. Писательство лишь часть моей жизни - значительная часть, заметная. Но главная ли? Мне кажется, человек интересен именно своей многогранностью.

      2. Произведения каких писателей являются для вас образцом и как они повлияли на ваш выбор такого увлечение как написание книг?

      Образцу принято подражать. Я к этому не стремлюсь. Что касается любимых писателей, то фамилий я могу перечислить множество. Разных фамилий. Чехов и Кинг. Тургенев и Ле Гуин. Бунин и Бирс. Булгаков и По. Маяковский и Брэдбери. Эти люди могут многому научить. Но копировать их, наверное, не стоит. Ведь сами-то они оригинальны.
      А на написание книг меня сподвигли вовсе не "образцы". Когда-то я читал довольно много посредственной фантастики. И решил, что могу писать как минимум не хуже, тем более, что на тот момент я состоял в молодежном литературном объединении при Ивановской писательской организации. Ну вот, набрался наглости и попробовал. Как видите, вроде бы, что-то получилось.

      3. Расскажите, как и когда вы начали писать и трудно ли было выбиться в ряды тех, кого знают, издают?

      Я не могу назвать кукую-то определенную дату. Еще в школе, в начальных классах я писал стихи. Наверное, с этого-то все и началось. А первая публикация в жанре фантастики состоялась в 2000 году. В малотиражном сборнике "Последний звонок" был напечатан небольшой рассказ "Мужик". В 2001 году вышла из печати первая книга. Каких-то особых усилий от меня не потребовалось. Я просто написал текст - работал долго, почти два года - и разослал его по издательствам. Не сразу, но нашлись люди, которых заинтересовал мой роман.
      На настоящий момент у меня на счету шесть изданных книг и около дюжины опубликованных рассказов.
      Не могу сказать, что я известен. Но знаю, что есть люди, которым мои книги нравятся, и которые будут покупать следующие мои книги. И это уже хорошо.

      4. На кого прежде всего вы ориентируетесь, кто Ваш читатель (пол, возраст, социальная принадлежность)?

      Я пишу книги, которые было бы интересно читать мне самому. Соответственно мой потенциальный читатель - это человек, который в чем-то похож на меня. Ну, а поскольку все мы люди, то что-то общее, наверное, объединяет нас всех.

      5. В каких издательствах издаются Ваши работы, как происходит поиск - Вы ищете, они ищут?

      Для первых своих книг издателя искал я сам, рассылал рукописи сразу по нескольким адресам. Сейчас у меня сложились хорошие отношения с издательством ЭКСМО. Впрочем, никакими взаимными обязательствами мы не связаны. Потому, заканчивая новую книгу, я не могу быть уверен, что они будет напечатана. Но, конечно же, "пристроить" рукопись после того, как у тебя вышло шесть книг, гораздо легче.

      6. Какова основная тематика и жанр Ваших произведений? С чем связан такой выбор?

      Я не могу сказать, что мое скромное творчество подчинено какой-то определенной тематике. Каждая работа - рассказ ли, роман ли - о своем. Основной жанр, в котором я работаю - это фантастика. Но фантастика уже давно разделена на поджанры: здесь и фэнтези, и киберпанк, и космическая опера, да много чего еще.
      Я же выбираю тот жанр и ту форму, в которых могу максимально полно раскрыть свои задумки. Но - опять же - я не замыкаюсь в рамках этого жанра. У меня есть вполне реалистические рассказы, эссе, тематические зарисовки, публицистические очерки.

      7. Чем Вас привлекает жанр фантастики - это попытка уйти от проблем реальности или нечто иное?

      Как утверждают многие наши мэтры, фантастика - это не жанр, а метод.
      Хорошая фантастика никогда не уходила от проблем реальности. Напротив, глядя в прошлое и следя за настоящим, фантастика предупреждает о грядущих проблемах, ищет возможные пути их решения.
      Мне работа в жанре фантастики дает возможность создавать миры для решения творческих задач. Ведь писателя-фантаста ничто не ограничивает. Он может отменить законы природы, и посмотреть, что из этого получится. Он может столкнуть в противоборстве человека и Бога. Он может повернуть время вспять и может погасить Солнце. Он может оставить путника в церкви сторожить умершую ведьму, как это сделал Гоголь. Или изобрести гиперболоид, как Алексей Толстой.
      Фантастика - это прежде всего литература. И как любая литература она показывает человека, изучает его. А магия, вселенские катастрофы и чудеса технологий - это антураж.

      8. Себя вы олицетворяется с каким-либо литературным героем (Ваших или чужих произведений)?

      Нет, конечно же. Но какие-то свои черты и привычки я на героев, случается, переношу. Так Стас из "Ни слова о магах" играет на гитаре и слушает ту же музыку, что и я. А Павел из "Идеального врага" немного занимался самбо.

      9. Где берете сюжеты для произведений?

      Они сами меня находят.
      Сюжеты - они вокруг нас. Когда Штаты бомбили Югославию, у меня родился замысел романа "Идеальный враг". Когда появились многопользовательские компьютерные игры - я начал работать над книгой "Личный враг бога". Можно идти по улице, случайно увидеть какую-то короткую сценку, подслушать какой-нибудь разговор - и это станет основой для рассказа, повести или романа.

      10. Если бы профессия писателя была бы более доходная, Вы бы бросили все остальное и ушли с головой в мир книг?

      Такой соблазн действительно есть, но нужно понимать, что полным затворником хорошую книгу не напишешь. Реальная жизнь дает основу для любого творчества. Без жизненного опыта не написать жизненную книгу.

      11. Как строится Ваша литературная жизнь? Встречаетесь ли Вы с коллегами по цеху, с писателями?

      Встречаюсь.
      Я состою в неформальном клубе писателей-фантастов "Стиратели -2000" (http://erasers.pp.ru). Мы общаемся через интернет, обсуждаем произведения друг друга, делимся идеями, а иногда собираемся и культурно проводим время.
      Фантасты вообще весьма сплочены. Несколько раз в год проводятся так называемые конвенты - "сборы" фантастов всех рангов и мастей: писателей, издателей, критиков, продавцов и просто любителей фантастики.
      Кроме того, большие возможности для общения дает интернет. Во всемирной сети значительно количество тематических сайтов, форумов и чатов, где можно пообщаться не только с читателями, но и со многими литераторами. Есть и у меня своя страничка, ее адрес: http://www.az.ru/klikin . Если кто-то захочет пообщаться со мной лично - добро пожаловать.


Интервью газете "Массаракш!"
Кликин Михаил. Родился в 1973 г. в п. Ильинское Ивановской области. Закончил Ивановский государственнный энергетический университет. Отслужил в армии. В настоящее время живет в г. Иванове. В фантастике с 2000 года. Автор пяти изданных книг - "Личный враг бога", "Три легенды", "Ни слова о магах", "Малыш и Буйвол", "Идеальный враг".

      Как давно ты, собственно, пишешь? Откуда появилось такое желание?
      
      Пишу я, собственно, со школы, с начальных классов. Стихами, короткими иллюстрированными "рассказами" исписывал, изрисовывал целые тетрадки.
      Всерьез взялся за литературное творчество на старших курсах университета. Со своими стихами участвовал в конкурсе, проводимом Ивановской писательской организацией, и по результатам конкурса был приглашен в молодежное объединение при областной писательской организации.
      Потом прошло довольно много времени, и в какой-то момент мне стало казаться, что пишу я не хуже, чем некоторые достаточно известные литераторы. Вот тогда и решился разослать отдельные свои рассказы в редакции журналов.
      Первая публикация в жанре фантастики состоялась в 2000 году. Рассказ "Мужик" был напечатан в малотиражном сборнике "Последний звонок". В том же году в журнале "Техника-Молодежи" был опубликован рассказ "Мозаика". Потом был первый договор на издание книги… Волнующие моменты…
      
      Занимаешься ли какой-то работой помимо литературного творчества? Какой?
      
      Да. Я системный администратор, слежу за компьютерной сетью в ВУЗе. Зарплата небольшая, но стабильная, рабочий день короткий, всегда под рукой телефон, компьютер и принтер, халявный доступ в интернет - меня такая работа устраивает.
      Но пишу я исключительно дома, вечерами.
      
      Фантастика для тебя - работа или увлечение? Как относятся к выходу книг друзья, знакомые, коллеги?
      
      Фантастика для меня - увлечение. А вот написание фантастики - работа. Практически каждый день, не считаясь с выходными и праздниками, я сажусь за письменный стол и делаю норму. Кому-то такой подход к литературному творчеству может показаться неправильным. Для таких людей процитирую Стендаля, который однажды признался:

"Я не начинал писать до 1806 года, пока не почувствовал в себе гениальности. Если бы в 1795 году я мог поделиться своими литературными планами с каким-нибудь благоразумным человеком и тот мне посоветовал бы: Пиши ежедневно по два часа, гениален ты или нет, я тогда не потратил бы десяти лет жизни на глупое ожидание каких-то там вдохновений".

      Приступы вдохновения меня посещают, куда без них. И писать сразу становиться легко - слова сами выстраиваются в предложения, из предложений формируются абзацы - клавиатура щелкает, словно я в Мортал Комбат играю с навестившей меня музой. Но эта легкость писания порождает множество огрехов, которые потом приходится выправлять.
      
      Что касается друзей… Друзья мои книги ждут, покупают, причем, случается, раньше, чем я сам, читают, порой высказывают какие-то замечания. Жаль, что среди них нет профессиональных критиков... А может быть это и к лучшему.
      
      Что ты больше любишь - фэнтэзи или НФ? И где лучше получается работать?
      
      Сложно сказать.
      Прежде всего я люблю хорошую, "вкусную" прозу. А что это - фэнтези, научная фантастика, киберпанк или еще что-то - дело десятое. Это я говорю как читатель.
      Но и как литератор я не могу отдать предпочтение какому-то жанру. Фэнтези, фантастика, сказка, реализм, публицистика - я выбираю такой жанр и такую форму, в которых могу максимально полно раскрыть свои задумки.
      
      Какая твоя книга, персонаж у тебя самые любимые?
      
      "Три легенды" - это, на мой взгляд, самая удачная моя книга. Знаю, что не все с этим согласны, но на вкус и цвет, как говорится… Книга эта о стариках, которым однажды приходится взяться за оружие, о людях, которые, творя добро, могут приносить зло. Эта книга о человеческих ошибках, о мести и об умении прощать. Жанр этого романа я определил как "деревенская фэнтези".
      Что касается персонажа, то тут однозначности нет. Мне нравятся колоритные фигуры. Нравятся "выпуклые", "живые" персонажи - а кто они - это дело десятое. Они могут быть описаны одной строкой, они могут сказать лишь несколько фраз, они смогут ничего не говорить, они вообще могут быть животными - но если мне удалось их "оживить" - я их люблю.
      
      Любимые авторы, люди, с которых берешь пример.
      
      В фантастике это, конечно же, Брэдбери. Его произведения как стихи - я открываю сборник на первой попавшейся странице и читаю с любого места, получая удовольствие не столько от сюжета, сколько от самого текста.
      Еще люблю Чехова, Бунина, Бирса, Маяковского, Кинга, Лондона… Да много кого люблю - если стану перечислять, обязательно кого-нибудь забуду.
      
      На твоем сайте в Интернете можно найти массу советов начинающим авторам. Хочешь, чтобы фантастов было больше? Хочешь найти друзей и единомышленников?
      
      Просто я помню, как мне самому не хватало информации такого рода, и хочу помочь начинающим писать людям.
      Сам я советов практически не даю, потому как всё, что я мог бы сказать, уже сказано другими. Я просто составил небольшой каталог Интернет-ресурсов, с которыми, как мне кажется, должен ознакомиться любой литератор, и которые могут помочь в творчестве. Каталог этот доступен по адресу http://www.klikin.ru/writer.htm
      
      
      Книги у тебя выходили и в "ЭКСМО", и в "Армаде". Почему не работаешь с одним издательством?
      
      Еще и в АСТ.
      Так уж получалось - не я выбирал, меня выбирали.
      На данный момент у меня сложились хорошие отношения с издательством ЭКСМО. Это издательство выпустило три мои книги, сейчас готовит четвертую и ждет пятую. Хочется верить, что наше сотрудичество продолжится.
      
      Планы на будущее? Какие книги хотелось бы написать, что сделать в фантастике?
      
      В настоящий момент я пишу роман в жанре "dark fantasy". Его рабочее название - "Страж Могил", надеюсь таким оно и останется, несмотря на некоторую… хм… мрачноватость. Это повествование о людях живых и о людях мертвых, а так же о том, кто стоит между ними - о Страже Могил. Хочу сотворить не просто фэнтезийный боевик с элементами "ужастика", а притчу. Удастся ли это сделать - судить читателям. Планирую весной закончить работу.
      Весной же в ЭКСМОвской серии "Миры Fantasy" должна быть переиздана книга "Три легенды", о которой я уже говорил выше. Жду с нетерпением.
      А вообще хочется сделать то, что еще никто не делал.
      Это, как выясняется, очень непросто…

Примечание: "Массаракш!!" - приложение к ростовской газете "НАШЕ ВРЕМЯ", посвященное фантастическим и околофантастическим вещам. Издается с 1991 года. Тираж 32 тыс. экз.