» Об авторе
» Библиография
» Интервью
» Рецензии
» Галерея
» ДеГенераторы
Поддержите сайт:
Большое спасибо!
|
|
Как напечататься в журнале. Журналы, печатающие фантастику (список внизу страницы)
Сразу хочу оговориться: я в основном пишу фантастику, издаю-печатаю пока исключительно ее, потому этот текст предназначен в первую очередь для начинающих литераторов, работающих в том же жанре. Если вы желаете опубликовать свою работу в "Новом мире", "Знамени" или "Иностранной литературе", я со своими советами вряд ли чем смогу помочь... Хотя, кто знает...
И еще одно маленькое замечание: текст этот написан давно, сейчас реалии немного другие, всё могло измениться. Считайте, что это я просто делюсь своим личным опытом, рассказываю, как можно было опубликовать рассказ в каком-нибудь журнале лет 10-15 назад.
Итак, для того, чтобы напечататься в журнале, перво-наперво надо написать какой-нибудь приличный текст. Большинство литераторов наивно полагает, что проще всего напечатать рассказ или повесть. В действительности целый ряд печатных изданий с гораздо большим удовольствием возьмет для публикации некие очерки, эссе, критические статьи и прочий "нонфикш". Тематика может быть самой широкой. Заголовки желательны поярче, например: "Живые пророки фантастики", "Цветок на могилу киберпанка", "Космическая опера как разновидность комикса", "Смотрели ли авторы "Электроника" фильм "Терминатор", "Фэнтези - нелюбимая пачерица фантастики"... Очень желательно, чтобы в статье были одна или даже две оригинальные мысли. Впрочем, обойтись можно и заимствованными.
И все же большинство авторов хотят видеть напечатанными свои художественные произведения. С чем это связано, сказать я не могу. Возможно, с тем, что критик, с обывательской точки зрения, всегда вторичен по отношению к автору.
Что ж... Значит, это будет рассказ или повесть.
Какими они должны быть, чтобы привлечь внимание редактора?
Во-первых, маленькими. Чем меньше произведение, тем больше шансов у него быть напечатанным. Возможно, кому-то это покажется странным. В действительности, все вполне логично. Чем меньше произведение, тем меньше времени понадобится и без того загруженному делами редактору, чтобы его прочесть. До конца длинной вещи редактор просто может не дойти. Пробежит глазами текст, хмыкнет, не поняв гениальности автора, и выкинет в корзину (реальную или виртуальную). Если же рассказ короткий, то у него есть шанс стать "довеском" к более объемному произведению более известного автора.
Что касается повестей, то начинающему автору лучше не рассчитывать на их публикацию. Постарайтесь перекроить ее в рассказ.
Обратите внимание на начало вашей вещи. Оно должно сразу же (с первого абзаца, предложения, идеально - с первого слова ) увлекать читателя (редактора). Там не должно быть ошибок - одна глупая опечатка - и редактор отложит текст, посчитав его творением малограмотного недоросля. То же самое касается стилистики. Замысел вашего рассказа может быть гениальным, идеи, высказанные в нем, заткнут за пояс Ницше и Шопенгауэра вместе взятых, но если текст написан коряво, то на его читку просто не станут тратить время.
Допустим, все у вас замечательно. На что еще обратить внимание? На оригинальность! В редакции приходят сотни рассказов об одном и том же: о встрече с пришельцами, о пришельцах среди нас, о нас, как о пришельцах. Шаблонов множество! Вы можете написать великолепный рассказ, и не знать, что до вас точно такой же сюжет использовали в прошлом веке как минимум три известных автора. Постарайтесь выйти за рамки существующих шаблонов.
Итак, рассказ готов. Дальше его необходимо отдать в редакцию. Лучше всего это сделать лично. Для этого необходимо узнать адрес редакции и отправиться прямиком туда. Там необходимо отыскать человека, занимающегося отбором художественных произведений и вручить ему ваше творение, желательно в электронном (на подписанной (!) дискете (компакт-диске) - с дискетой (компакт-диском) можете попрощаться ;)) и в бумажном (распечатанном) виде. И на дискете, и на распечатке, и в файле обязательно укажите свои координаты!
Если же по тем или иным причинам редакцию вы посетить не можете, отправляйте свое творение почтой. Электронной, либо обычной "конвертной" (ряд адресов см. ниже). Редакции некоторых журналов в принципе не работают с текстами, присланными по электронной почте, но таковых немного (могу припомнить лишь "Науку и жизнь"). Остальные же вовсю используют современные возможности информационных безбумажных технологий (журналы "Техника-Молодежи", "Звездная дорога", "Порог" и пр.). Но, ИМХО, электронное письмо имеет больше шансов затеряться или остаться незамеченным, чем традиционное письмо в конверте со штампом. Выбор делайте сами, но я лично пользуюсь электронной почтой.
Послание оформляется в произвольной форме. Главное - оно не должно быть длинным. Например:
"Здравствуйте! Высылаю вам свой фантастический рассказ "Буря мглою небо кроет..." (формат Word97, файл readplease.doc, упакованный WINZIP). Буду рад, если вы найдете возможным его опубликовать в вашем издании. Ранее мои рассказы печатались в журнале "Плейбей" и в малотиражном сборнике "Вселенский гогот". Прошу подтвердить получение данного письма. С уважением, я. Мои координаты: г. ул. д. кв. тлф. e-mail"
Важно! рассказ, который вы посылаете, должен быть "чист". Журналы обычно берут лишь нигде ранее не публиковавшиеся тексты. И постарайтесь избежать такой ситуации, когда один и тот же текст одновременно захотят опубликовать два журнала. Вам придется с ними объясняться.
Все! Текст отправлен! Сколько ждать?
Возможно, неделю. Быть может, месяц. А могут и вовсе через полгода вспомнить. У меня был случай, когда мне предложили публикацию через полтора года после того, как я отправил текст.
Потому постарайтесь изредка напоминать о себе. Звонками или электронными письмами. Например такими:
"Здравствуйте! Такого-то числа такого-то месяца я посылал вам письмо с рассказом "Буря мглою небо кроет...". Прошу сообщить ваше решение о возможности публикации, с тем, чтобы в случае, если рассказ вам не подходит, я бы имел возможность предложить его в другие издания. С уважением, опять я."
И постарайтесь не надоедать людям ежедневными звонками и письмами. А если они вас игнорируют, что же - значит не судьба. Отправляйте текст дальше. Может в другом месте повезет.
И ждите. Ждите...
И вот...
Ура! Текст взяли! Вам пришло письмо:
"Уважаемый автор! Нам понравился ваш рассказ. Если вы не против, мы бы хотели напечатать его в третьем номере нашего журнала. Но есть замечение - нельзя ли заменить имя главного героя. Нам кажется, что "Эль Дьябло" - не лучшее имя для католического священника..."
Ваше дело, соглашаться на правку или нет. Если это ваша первая публикация, то, скорей всего, вы согласны на все. И все же, никто не мешает вам попытаться отстоять свою точку зрения:
"Уважаемый госп. редактор! Имя Дьябло для священника я выбрал, чтобы показать его двойственную натуру..."
Кто знает, может редактор с вами согласится?
И, напоминаю, постарайтесь не мешать людям работать. Будьте кратким, как президент Путин.
Гип, гип, ура! Об исправлениях договорились, название поменяли, имя оставили. Через месяц рассказ вышел - вы утром сбегали к киоску, купили свежий, только что из типографии, номер ставшего родным издания, прямо тут же, на улице, нашли свою фамилию в оглавлении, открыли страницу с рассказом, восхитились оформлением. Хочется петь, хвастаться, не терпится показать кому-нибудь: "вот, это я! Это меня напечатали!"...
Ничего, со временем это пройдет.
А что дальше?
Дальше - вы можете получить авторский экземпляр и, возможно, гонорар.
Авторский экземпляр достается бесплатно. Какие-то издания могут выслать его почтой ("Химия и Жизнь" - за свой счет, "Порог" - за ваш). За какими-то придется приехать лично ("Техника-Молодежи"). То же касается и гонорара. "Химия и Жизнь", "Если" могут выслать вам причитающиеся деньги переводом, а вот для того, чтобы получить авторское вознаграждение от "Техники-Молодежи" придется лично посетить редакцию. Предварительно лучше позвонить в бухгалтерию, договориться о встрече. Нужно учесть, что гонорар обычно выплачивается по прошествии какого-то времени, а не сразу после публикации. Сумма гонорара обычно невелика - рублей четыреста за среднего объема рассказ. Но ведь это деньги заработанные писательством! Вот в чем их реальная ценность!..
Дерзайте. И удачи!
Весьма дельные комментарии и дополнения от Сергея Чекмаева:
> Редакции некоторых журналов в принципе не работают с текстами, присланными по электронной почте, но таковых немного (могу припомнить лишь "Науку и жизнь").
Еще - питерская "Нева", "Уральский следопыт" ("УС" требует дублировать тексты по обычной почте), некоторые региональные литературные журналы.
Впрочем, "НиЖ" не принимает тексты по почте только от незнакомых авторов, с постоянными они вполне успешно общаются по е-мэйлу, правда, с некоторой заторможенностью.
> Журналы берут лишь нигде ранее не публиковавшиеся тексты.
Далеко не все. "Если", например, действительно очень щепетильно относится к текстам - они должны быть не только нигде не опубликованными, но и не "засвеченными"в Сети. "ЗД", "Реальность фанатстики"... В основном же, журналам достаточно того, что данные конкретный рассказ никогда не публиковался в смежных по формату журналах. Например, если текст впервые появился в "глянцевом" семейном журнале, а потом его берет к печати фантастический альманах, то особых проблем не будет. Схожая ситуация бывает, когда рассказ, ранее опубликованный на Украине, подходит журналу из России. Самое главное - _заранее предупредить_ редактора о всех возможных нюансах, чтобы однажды не оказаться в неудобном положении.
Все вышесказанное относится, естественно, только к тем журналам, которые платят за рассказы. Если публикация бесплатная, то, соответственно, никаких обязательств перед журналом у вас нет. Но в любом случае ссориться с журналом не стоит - в дальнейшем он вам еще пригодится.
> И постарайтесь избежать такой ситуации, когда один и тот же текст одновременно захотят опубликовать два журнала. Вам придется с ними объясняться.
Действительно, очень неприятная ситуация. Корректней всего будет сослатся на ошибку и попросить один из журналов передвинуть публикацию на несколько номеров вперед.
> Дальше - вы можете получить авторский экземпляр и, возможно, гонорар. Авторский экземпляр достается бесплатно.
Далеко не всегда. "Крутые" журналы действительно предоставляют 1-2 авторских экз., а вот вечно страдающие от недостатка денег фэнзины даже своим авторам предлагают приобрести журнал за наличные. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что цена обычно ниже, чем "для всех" (типа - оптовая )), да и сами по себе фэнзины жутких денег не стоят.
> Какие-то издание могут выслать его почтой ("Химия и Жизнь" - за свой счет, "Порог" - за ваш). За какими-то придется приехать лично ("Техника-Молодежи").
"ТМ" тоже высылает авторские по почте (если их очень об этом попросить), кроме того существует возможность забрать прилагающиеся автору экз. некоему доверенному лицу. В таких случаях журнал даже не требует доверенности - достаточно письма по почте или звонка. И в "ТМ", и в "ХиЖ", и еще во многих других серьезных изданиях есть возможность купить дополнительные авторские экз. по специальной цене.
> Тоже касается и гонорара. "Химия и Жизнь", "Если" могут выслать вам причитающиеся деньги переводом, а вот для того, чтобы получить авторское вознаграждение от "Техники-Молодежи" придется лично посетить редакцию.
Опять же не совсем так. В конце ноября мне предстоит получать гонорар за одного из авторов "ТМ". По договоренности с редакцией для этого достаточно выписанной от руки доверенности, высланной по почте. Фэндомным журналам ("ЗД", "Если" и пр.) иногда проще передать гонорар одному из известных писателей, чтобы он потом осчастливил деньгами иногороднего автора на каком-нибудь конвенте.
> Предварительно лучше позвонить в бухгалтерию, договориться о встрече.
Вот это верно. Кроме того. не стоит забывать, что во многих, особенно в "глянцевых" журналах, существуют спецдни для выплаты гонораров, и получить полагающиеся $$ можно только по этим числам. Обычно это начало месяца (выплата, собственно, гонораров) и двадцатые числа месяца (выплата денег с авторских депозитов). В журналы с большой долей госучастия (типа "ТМ") деньги "завозят" и приходится долго созваниваться с бухгалтерией, чтобы узнать точную дату. В "ТМ" обычно 8-12 числа.
> Гонорар обычно невелик - рублей четыреста за среднего объема рассказ.
А вот это СОВСЕМ не так. В "Хиж", действительно, гонорары смехотворные, примерно такие же, а то и ниже, деньги платят нераскрученные компьютерные журналы. В "ТМ", "ЗД", "Если", киевской "Реальности фантастики" ситуация значительно лучше, хотя и она не входит в ТОП20 "высокие гонорары" ). Из фантастических журналов самые приятные деньги платит "Мир фантастики" - конкретную сумму, к сожалению, сказать не могу, скажем так: одним рассказом легко оплачивается vip-проживание на РОСКОНЕ. )
Больше всего $$ можно поиметь с "глянцевых" журналов. Вот здесь потолка практически нет. Самое могучее, что мне до сих пор попадалось - 0,1$ за строку, в нормальном исчислении это будет порядка 300$ за а.л. В "глянцевые" журналы, правда, тяжеловато пристроить именно фантастические рассказы, но вот какая-нибудь мистика, сказки, притчи и т.д. - вполне.
Из нефантастических литературных журналов меня приятно удивила "Смена" - их гонорары находятся на вполне приемлемом уровне.
(Вся высказанная инфа суть IMHO на основе личного опыта. Кроме "Если" - сам я пока там не публиковался, но достаточно хорошо знаю многих постоянных авторов журнала.)
Журналы, печатающие рассказы (фантастику и др.)
"Техника-Молодёжи" - сайт.
"Если" - сайт. Электронная почта для авторов - proza@esli.ru
"Darker" - сайт. Для авторов есть отдельная страница.
"Полдень XXI век" - сайт.
"Химия и Жизнь" - сайт.
"Порог-АК" - сайт.
"Искатель" - сайт издательства. Телефон редакции журнала «Искатель»: 8-495-685-47-06
"Мир фантастики" - сайт.
"Уральский следопыт" - сайт.
|
|
|